ПРЕГРАДА №1
ХОР ЗАПРЕТОВ
В поисках своего голоса
Запреты – это чужие голоса в твоей голове и голос твоего строгого Родителя.

Вы повзрослели. Прошли жизненные витки. Стали кем-то.

И вдруг в душе зазвучал Голос. Что-то создать, сотворить. Изменить!

Голос может быть сильным, вибрировать как мотор. Или быть еле слышным, что-то судорожно шептать невпопад.

Самые смелые, люди "с хорошим слухом себя" внятно слышат этот голос и предпринимают действия, чтобы проявить творческое начало - начинают петь, рисовать, писать, меняют образ, экспериментируют на работе или радикально меняют профессию, обустраивают дом, уезжают в другую страну.

Но большинство воспримет хор запретов как преграду и скажет себе твердое родительское “нет” - иди делом займись, оставь все как есть, бездействуй. Иногда эти процессы проходят бессознательно, и мы даже не успеваем отследить этот внутренний голос.

Почему так происходит?

Услышать свой голос - это уже усилия, а потом надо с ним что-то делать.

Наша психика обустроена идти по легкому пути: ничего не менять, утопать в чужих голосах, жить привычной жизнью.

Зато безопасно.

Хор запретов – это "нельзя", мешающие нам услышать себя.
“Нельзя-утверждения” (творчеством заниматься нельзя, это пустая трата времени и безденежно),
“ярлыки” (ты какой-то не такой), повелительные стоп-фразы (“иди лучше делом займись”),
фразочки passive-aggressive (“ты, конечно, молодец, придумал тоже, ну попробуй, ага, а мы посмотрим, что получится), которые нам говорят добрые самаритяне, когда мы начинаем делать что-то новое, смелое, творческое, и прекрасное даже в своем пока несовершенстве.

Это могут быть голоса матери или отца, брата, свата, друга, учителя, врача, тренера, психолога, любого авторитетного и не очень для вас человека, или целой группы знакомых.
Как правило, люди делают это с вами не из осознанного зла, а потому что утонули в собственной жизненной тягомотине и не знают, как из нее выбраться.
Какую функцию несет хор запретов?
Этот хор - своеобразный глушитель голоса души.
Расслышать свой голос в хоре чужих голосов становится сложно. Он задавлен, у него отобрали главную партию (обратите внимание на страдательный залог, мы об этом еще поговорим).
Вроде бы преодолеть эту преграду просто - не слушай, что тебе поют говорят другие, живи свою жизнь, слушай только себя.
Но так ли это легко? Почему кто-то послушает и пропустит мимо ушей, а на кого-то давление добрых людей повлияет на жизненный выбор и может сломить, или хуже - сломать?

Почему мы так часто верим чужим голосам, а не своему собственному?

Зависит от индивидуальных факторов:
  • более травмирующее детство (травмы есть у всех)
  • было больше запретов в детстве (комплекс пословиц-поговорок-убеждений-запретов, «установленный» в базовую прошивку)
  • авторитарный/некорректный способ воспитания (у родителей были включены свои негативные воспитательные программы, воспитание шло в инфантильной или авторитарной манере)
  • повышенная восприимчивость, чувствительность (здесь противоречие: восприимчивость важна для творчества, но ее обратная сторона - склонность слышать мир и не слышать себя)
  • некорректный способ адаптации к изменениям (а они постоянны и неизбежны)
  • жизненные обстоятельства на причудливом узоре конкретной жизни и как вы над всем этим поработали.
Эти и многие другие факторы сформировали рисунок психики, ядро программ и запретов, которые запечатаны в структуре вашего внутреннего Родителя.
В оригинале у Эрика: "Быть красивой - это вопрос не анатомии, а родительского разрешения".
Но про творчество тоже все бьется
Как отличить свой голос в хоре запретов?
Сначала можно поразмышлять откуда появляются запреты.
Логично, что запреты появляются в ответ на желания.
"Душа просит", говорим мы, чувствуя творческий зов.
Что или кто стоит за этим: “Душа просит”?
Не созвучен ли этот зов голосу Ребенка? Горящий взгляд, живость, слова «дай», «хочу», «интересно», «вау», «давай попробуем»?
Именно Ребенок без оглядки пробует, не боясь ошибиться, идет за своими желаниями, а если ему запрещают, то просит, заглядывая в глаза, капризничает или валяется по полу.
Поначалу ребенку невдомек на рамки, ограничения, запреты. Но постепенно его голос становится все более тихим, социально приемлемым, аккуратным, а то и вовсе умолкает.
Но именно у Ребенка есть прямой доступ к творческому началу, к тем самым настоящим желаниям, исполнение которых наполняет нас безусловным счастьем.

Получается, если упростить для наглядности:
свой голос = голос души = голос Ребенка = творческого начала.
Кто противостоит Ребенку?
По аналогии с детством - это Родитель.
Его задача - утихомирить орущего малыша, чаще всего в действительно благих целях.
Сделать так, чтобы все оставалось неизменным. Ведь что будет, если что-то изменить? Будет неизвестное. А все неизвестное - опасно для Ребенка. Родителю полагается его оберегать. Поэтому он бдит, слушает хор и подпевает в унисон, чтобы вас остановить.
Ваша система, пусть худо-бедно, но работает, а если нарушить ее - подопечный, то есть вы, может поскользнуться и упасть. Или хуже того - умереть.
Чем сильнее фигура Родителя в голове, тем сложнее будет ослушаться, выйти на волю Ребенку. Особенно непросто приходится родившимся в Советском Союзе. «Можно» и «нельзя» в их психике зацементированы жесткой философией тоталитарной системы со сводом категоричных убеждений и ограничений.

А теперь место для смелого заявления:
Получается, хор голосов (запретов) - это наши собственные страхи, подсознательные убеждения, озвученные голосами других.
Они нам созвучны и вызывают реакцию, страхи и бездействие, потому что то же самое долдонит нам наш внутренний Родитель.
Иначе эти демотиваторы не триггерили бы так сильно и не в силах были бы заглушить или заблокировать голос Ребенка.
А значит, у нас очень сильные защиты, мощнейшие, и именно поэтому так сложно их преодолеть.
Сложнее, чем кому-то другому при прочих равных (хотя равных не существует - каждая ситуация уникальна).
Не всегда Ребенок может хотеть что-то действительно важное для вас и не всегда это будет относиться к зову души.
Иногда Ребенок просит то, что на данном этапе ваш Взрослый реализовать не может или то, что и правда не безопасно.
Но в любом случае нужно сесть и поговорить. Устроить встречу Ребенка, Родителя и Взрослого.
Внутри вас.
Как преодолеть преграду?
Для этого важно:
1. Расслышать внутренние голоса и расставить их по ролям
Вот этот голос - голос моего Ребенка.
Вот он - мой ребеночек (мой голос души). Когда я озвучиваю это желание - я чувствую прилив сил, мне хорошо, приятно. Я этого правда хочу.
Вот эти голоса - голоса моих внутренних карающих и запрещающих «Родителей». Они глушат голос Ребенка, мой голос. Они блокируют мои начинания. Очевидно они хотят, чтобы я был в порядке. Но спасибо, уже хватит.

2. Уладить конфликт, пригласив Взрослого
Взрослый - умный, рассудительный, любящий, ответственный Вы.
Это ваше состояние. Многие люди встречаются со своим Взрослым крайне редко, проживая жизнь в инфантильной или жесткой авторитарной по отношению к себе позиции.
Методы Взрослого не похожи на методы Родителя, задача которого наложить запреты, придумать наказания, остеречь, законсервировать.
Взрослый умеет видеть суть, создавать алгоритмы решения задач, он слышит все стороны и все голоса, берет в расчет желания Ребенка, но продумывает шаги к достижению желаемого, учитывая все за и против. Обеспечивая безопасность, но при этом не возводя мощные преграды. Взрослый помогает соединить желания и возможности, душу и разум.
Что можно себе сказать: “Я сейчас поговорю с моим Взрослым, и мы сможем договориться”.
“А вот и мой благоразумный, умный, хороший справедливый помощник - мой Взрослый”.
Он может примирить враждующих Ребенка и Родителя и найти умное сознательное решение, чтобы мое путешествие в новую жизнь или проект было одновременно выходом за рамки обычного, но при этом обоснованным и безопасным.
Задача этого этапа - услышать голоса внутри вас и прописать их партии.
Что внутри говорит ваш Ребенок? А что Родитель? И выходит ли на арену Взрослый?
Для начала надо разобрать голоса.
Позже можно будет выбрать безопасный механизм реализации.
Преодолевая следующие преграды мы поговорим о том, как укрепить вашего Взрослого.
Для этого можно выполнить Задание.
ЗАДАНИЕ
Как услышать голоса Ребенка и Родителя внутри вас?
Можно использовать технику свободного письма - она помогает прочистить голову и расставить голоса в голове по позициям. Посвятите 1 неделю ответам на вопросы.
Чего я хочу?
Чего нового или давно забытого старого я хочу, но запрещаю себе, не нахожу на это время или силы, страдаю, но терплю и гаснет мой творческий фонарик внутри?

Все “дай”, “хочу”, “ааа” - это Ребенок.
Все запреты -“нельзя”, “опасно”, «не время», все пословицы, поговорки, безапелляционные суждения без контекста и доказательств, которые будут появляться в ответ на желания - это все Родитель, замаскированный голосами «авторитетных» людей.
Так почему мне это делать нельзя?
Пишите 3 страницы каждое утро 1 неделю.
Можно в заметках телефона, но лучше от руки.
Задача просто писать и не оценивать то, что пишешь. Поток сознания.
Это один из способов услышать Свой голос среди хора запретов. А позже - помирить внутренние состояния между собой, выйти в компромисс Родителя и Ребенка с помощью вашего Взрослого.
База
Концепция Ребенок-Родитель-Взрослый: транзактный анализ Эрика Берна.
Транзактный анализ - метод терапии, основанный на концепции, согласно которой у каждого человека есть три эго-состояния (состояния личности) — Ребёнок, Родитель или Взрослый. В каждый момент времени мы находимся в каком-то одном из них.
Книги: Эрик Берн «Игры, в которые играют люди»
и «Люди, которые играют в игры»
ОБСУДИТЬ
Присоединяйтесь к Лада Бланк в Telegram или ВК